Сайт создан на конструкторе www.by.   Создайте и Вы себе сайт бесплатно!

"Роль контрольно-оценочной деятельности учителя и формирования адекватной самооценки обучающихся как средство развития и стимулирования

учебно-познавательной деятельности учащихся"

«Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся начальных классов при выполнении домашних заданий»

 

Подготовила:

Рудая Наталья Михайловна,

учитель высшей квалификационной категории

 

 

  1. Актуальность проблемы (Слайд 2)

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель.

Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.

  1. В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы (Слайд 3):

Индивидуальная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Это могут быть сообщения к последующим темам, содержащие дополнительную информацию, презентации, карты, плакаты и т.д. 

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее. 

Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством типичных приёмов и видов дифференцированных заданий, которые позволяют решать следующие задачи: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации обобщения, способствовать развитию самостоятельности школьников. Дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся. При разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. Для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Для учащихся со средним уровнем познавательной активности планируются задания реконструктивного характера. Учащиеся, обладающие низкой познавательной активностью и обучаемостью, получают подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель поясняет порядок выполнения работ и рекомендует источники знаний. Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот, поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызовет повышенный интерес к изучению предмета. 

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются навыки, формируются умения. 

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована . Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. 

  1. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы проверки. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях. Таким образом, можно выделить следующие основные способы проверки домашнего задания (Слайд 4):

 

Индивидуальный контроль выполнения домашнего задания осуществляется на уроке с помощью индивидуальных практических или теоретических вопросов, ученики выполняют задания во время работы класса с другим заданием. Данная форма контроля позволяет проследить уровень выполнения работы и усвоения материала отдельными учащимися, но довольно точно. Индивидуальная проверка может быть разноуровневой, дифференцированной. Кроме того при индивидуальном опросе я практикую прием анализа ответа ученика не мною, а другим обучающимся, назначая консультанта заранее или после ответа, обращаясь к ребятам. За анализ ответа тоже можно выставить оценку. 

Фронтальный контрольчаще всего используется в школьной практике. Фронтальный устный опрос полезен тем, что включает в работу всех учащихся класса, позволяет определить общий уровень усвоения материала, а также уровень знаний учащихся «слабой группы» в отдельности. Кроме того, при фронтальном устном опросе можно использовать как вопросы для воспроизведения информации, так и вопросы, ставящие проблему, что развивает мыслительную активность обучающихся, а не просто позволяет им воспроизвести выученное. 

Самопроверка, на мой взгляд, очень полезная форма контроля выполнения домашнего задания на уроке, поскольку обучающиеся еще раз анализируют свою работу, оценивают ее, что развивает самоанализ и самооценку. Самопроверка чаще всего выполняется по образцу. Но различными способами. Например, после написания словарного диктанта, учащиеся открывают словари и ручкой другого цвета отмечают и исправляют ошибки, затем некоторые из них устно комментируют правильное написание. Другая самопроверка проводится сначала с закрытыми тетрадями, дети комментируют правописание в тексте домашней работы, воспроизведенном на доске, отмечая для себя «слабые» точки, затем исправляют ошибки в домашнем упражнении. 

Взаимопроверка – наиболее любимый детьми способ, им всем хочется побыть в роли учителя. Взаимопроверка осуществляется по образцу соседом по парте или по выбору самого проверяемого. Я требую от проверяющих исправления ошибок и вынесения количества ошибок на поля, позволяю им ставить оценку, указывая фамилию проверяющего. В этом есть некая корысть с моей стороны, поскольку я не только могу потом, проверяя эти работы, проанализировать уровень усвоения изученной темы, выявить готовность обучающихся к изучению следующего материала, но и поставить за одну работу две оценки: и выполнившему работу, и проверившему ее, проанализировав знания каждого ученика с обеих сторон, ведь каждый выполнял, и каждый проверял. При взаимопроверке возможен и полезен прием, который я называю «Веер». Проверив на перемене работы нескольких сильных обучающихся, назначаю консультантами тех из них, кто выполнил работу без ошибок или с 1-2 ошибками, но смог объяснить свою ошибку, прокомментировав правило, которым следует руководствоваться. Затем назначенные мною консультанты проверяют работы своих одноклассников: как устные, так и письменные ответы. 

Выборочную проверку я чаще всего осуществляю письменных работ, называя отдельных учеников на перемене перед уроком или во время самостоятельной работы ребят, проверяя их домашние задания полно и глубоко, затем анализирую общую картину ошибок и недочетов. Или же в собранных со всего классах работах проверяю отдельные задания, которые дают картину полноты усвоения теоретического материала или формирования компетенции. 

  1. Традиционные формы контроля домашнего задания. (Слайд 5)
  1. Проверка тетрадей учителем.
  2. Контроль выполнения домашнего задания на аналогичном материале в классе.
  3. Контроль письменных и устных заданий отдельных учеников у доски.
  4. Просмотр тетрадей с домашним заданием  перед уроком ассистентами учителя.
  5. Контроль самостоятельной работы по индивидуальным карточкам.
  6. Непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если его активность вызвана его домашней подготовкой.
  7. Взаимный контроль учащимися при обмене тетрадями. 
  8. Самоконтроль: сопоставление выполненной работы с оригиналом, воспроизведенный через проектор.

 

  1. Оригинальные способы проверки домашнего задания. (Слайд 6)
  • Дискуссия

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

  • Тематический кроссворд 

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

  • Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.     

  • Рецензия на устный ответ 

Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника,  подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

  • Краткие письменные ответы

Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.   

6. Рекомендации по организации устного опроса. (Слайд 7)

Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.

  • Опрос-светофор

В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».

  • Солидарный опрос

Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.

  • Взаимный опрос

Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.

  • Программируемый опрос 

В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.  

  • Тихий опрос

Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

  • Опросная цепочка 

Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.     

  • Лист «защиты»

Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.  

7. Интересная проверка домашнего задания в начальной школе. (Слайд 8)

Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся. 

  • Игра «Рисуем ответ»

Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.   

  • Игра «Похлопаем-потопаем»

Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.

  • Командная игра «Что и почему?»

В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.        

  • Игра «Семицветик»

Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.  

  • Игра «Лови мяч»

Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.

  • Приём «Карандашные пометки на полях»

 («Л» - легко, «Т» - трудно, «С» - сомнения). Пометки, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания помогают учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии.

  •  Прием «Найди ошибку»

На доске заранее записаны не менее пяти (такое количество позволяет учащимся быстро осуществлять самопроверку) устных заданий, с возможными типичными ошибками, которые могут возникнуть в процессе выполнения домашней работы, записаны ответы. Ученики анализируют задание в течение короткого промежутка времени, молча ставят «+», если согласны с ответом, или « - », если не согласны и рядом записывают правильный ответ. Выполнив задание, школьники с удовольствием ставят оценку себе.

  •  Прием «Конверт идей»

 Ученикам предлагается задача на дом, которую можно решать разными способами в течение нескольких дней. На стенде вывешивается конверт, в который ученики кладут свои именные идеи решения задания. Учитель просматривает их ежедневно и видит участие каждого в решении задания. В итоге можно провести «Урок одной задачи», когда «Конверт идей» открыт для всех.

  •  Прием «Мозаика»

 Это прием, когда идея составлена из отдельных частей доказательства теоремы (рисунок, условие, заключение теоремы, идея доказательства, шаги и обоснования к ним). Такую «Мозаику» дети могут изготовить сами в виде карточек на бумаге, индивидуально. В итоге – взаимопроверка и оценивание за короткий срок всех учащихся.

  •  Прием «Конкурс шпаргалок по теме»

Этот прием хорош на обобщающем уроке. Суть его состоит в том, что ученики, работая дома индивидуально кодируют информацию по изучаемой теме, представляют её в форме презентации - шпаргалки, или на плакате, а затем рекламируют её классу. Это творческое задание помогает ученикам развивать разные виды компетенций. А учитель имеет представление о способе выполнения домашней работы и её содержании.

  •  Прием «Узелки на память»

Для этих целей нужны яркие ленточки, 7 - 10 учащихся завязываются узелки на глазах других (закрепляя на каждый узелок карточку с названием этапа и шага алгоритма, которую выбирают на столе). Затем карточки убираются, а другие ученики развязывают ленточки, проговаривая этапы и шаги вслух. У школьников включается ассоциативная память. Учитель быстро проверяет усвоение алгоритма всеми учащимися. Одновременно происходит коррекция знаний.

  • Приём «Цепочка слов»

 позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный приём можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2 - 3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

  •  Прием «Правда - неправда»

 Игровой приём устного опроса в форме физкультминутки для учащихся 5 - 6 классов «Правда - неправда». Учитель или ученик проговаривают вслух изученные определения, алгоритмы. Ученики должны незамедлительно реагировать в ответ на высказывания: встают, когда, по их мнению, учитель или ученик прав, а в противном случае - продолжают сидеть на месте. Каждое высказывание обсуждается. Этот приём заставляет всех быстро включиться в работу, развивает внимание, в результате анализа высказываний помогает обращать внимание на существенные признаки при формулировке определения понятий, отработке шагов алгоритмов, а также снимает мышечное напряжение от длительного сидения.

  •  Приём «Айболит»

 У каждого учителя в начале урока может возникнуть ситуация, когда пришёл ученик после длительного отсутствия и находится «не в теме». Проверка «знаний и умений» такого ученика с помощью традиционного вызова его к доске или работы по карточке не принесёт удовлетворения, а наоборот, окажет неблагоприятное воздействие на опрашиваемого (к чему уличать в незнании?). Главная задача - помочь учиться самому. В таких случаях взаимообучение в паре приносит хорошие результаты. Ученик, отлично усвоивший необходимые знания умения и навыки по теме, обучает другого. Обычно в классе им отводится отдельная парта, чтобы не мешать остальным.

 

9. Подведём итог. (Слайд 9)


Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.  

И самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

 

Объявление от WWW.by:
Описания вязания

Подробные описания вязания (мастер - классы) в pdf - формате с видео - роликами

 
 
Реклама:
 
 
Реклама от WWW.by:
Ремонт и диагностика автомобилей в Минске

Качественный ремонт механических коробок передач и не только

Ремонт коробок передач
 
Нумерология в Беларуси

Сертифицированный и практикующий нумеролог в минске +375 44 728 - 27 - 58

zifraby.www.by
 
Пожаловаться на сайт