Реклама от www.by: Создайте свой Интернет - магазин
И размещайте тут свою рекламу бесплатно.
www.by/create/shop/

"Роль контрольно-оценочной деятельности учителя и формирования адекватной самооценки обучающихся как средство развития и стимулирования

учебно-познавательной деятельности учащихся"

«Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся начальных классов при выполнении домашних заданий по учебным предметам «Русский язык», «Беларуская мова»

 

Подготовила:

Родцевич Кристина Геннадьевна,

учитель второй квалификационной категории

 

Мастер-класс

Тема: Управление самостоятельно учебно-познавательной деятельностью учащихся начальных классов при выполнении домашних заданий по учебному предмету«Русский язык», «Беларуская мова».

Цель: Создать условия для формирования представления у  участников мастер-класса о том,с помощью каких средств и приемов и на каких этапах урокаучитель может управлятьпознавательной деятельностью обучающегося,чтобы сформировать качества личности выпускника,соответствующие новому заказу общества.

Оборудование: карточки со знаками препинания, учебники «Русский язык. 2 класс», памятки «Как выполнять домашнее задание по русскому языку» для учащихся и для родителей, тетради по русскому языку с работами учащихся, карточки для рефлексии.

                                                           Ход занятия

1 Организация и мотивирование к учебной деятельности.

  - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Родцевич Кристина Геннадьевна. Я очень рада приветствовать вас на нашем занятии.

Обратите, пожалуйста, внимание на таблички с изображением символов – знаков препинания на столах на столах. Выберите тот знак, который вам наиболее симпатичен, или вы считаете, что он подходит вам и сядьте за стол с изображением этого знака.

Прочтите, какое определение дают психологи людям вашего знака:

- Проявляют живой интерес ко всему происходящему вокруг.

- Ставят ясные цели и всегда достигают их.

- Уверенные в себе люди. Способны быстро принимать решения.

- Добросовестны, ответственны, настойчивы, легко усваивают все новое.

- Трудолюбивы, выносливы, всегда доводят начатое дело до конца.

- Активны, креативны. Проявляют инициативу, применяют инновационные достижения педагогики.

- Вижу, что с такими  участниками занятия, любые, даже самые сложные вопросы и задачи,  нам по плечу.

2    Актуальность темы и постановка цели мастер-класса.

Тема мастер-класса вам уже известна: Управление самостоятельно учебно-познавательной деятельностью учащихся начальных классов при выполнении домашних заданий по учебному предмету «Русский язык», «Беларуская мова», а эпиграфом к нашему занятию стали слова российского ученого-педагога Анатолия Гина: «Идеальное управление, когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать, и каждый делает, потому что хочет этого».

     Мне кажется, в этих словах отражена основная цель современного образования, а именно: учитель должен так управлять  процессом познания, чтобы ребенок овладел навыками самообразования и самовоспитания, то есть научился самостоятельно добывать необходимые ему знания.

   А сейчас давайте обратим внимание на субъект познавательной деятельности, главного человека в школе, который заставляет нас постоянно учиться и обмениваться опытом, нашего учащегося.

   Какие они? Наши дети? (обсуждение в группах)

- Такие, такие, такие и,даже, вот такие!!! (слайды с фотографиями детей)

- Понятны ли нам мотивы, движущие их поступками?

- Психологические проблемы?

- Каковы их интересы и желания?

   Наши ученики очень разные, но несомненно одно; они – люди другого времени, и нам необходимо учитывать это.

Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования.

Как вы считаете, что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы свободно чувствовать себя в новых социальных условиях?

 (Ответы учителей):

 - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

 - уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

- умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- критически мыслить;

- генерировать новые идеи;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать сообща.

    Понятно, что перечисленные качества личности школьника не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации на уроке, попадая в которые, дети осознавали бы необходимость формирования этих качеств у себя. А как и на каких этапах урока создавать такие ситуации, какие педагогические приемы и средства использовать учитель не всегда представляет.

 Практическая часть.

Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда.

В своей практике я всегда руководствуюсь принципом: «Необходим очень тщательный инструктаж ребят, как им выполнять задания. Задавать не просто «отселевадоселева», а учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить особое внимание... Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает осознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует. Необходима постоянная проверка выполнения... Без контроля и учета выполнения задание уроков может дать лишь отрицательные результаты».

Во II классе в начале учебного года в доступной форме провожу беседу о том, как надо выполнять домашние задания по русскому языку. В итоге бесед появляется памятка «Как выполнять домашние задания по русскому (белорусскому) языку» (обсуждение в группах)

  1. Внимательно прочитай задание к упражнению. Выясни, сколько заданий и в какой последовательности будешь выполнять. Какое из заданий выполнишь устно, какое – письменно?
  2. Обязательно прочитай текст упражнения.
  3. Определи, каким правилом будешь пользоваться. Повтори (выучи) это правило по учебнику.
  4. Задания выполняй точно по учебнику. Используй образец. Вспомни объяснение учителя, как выполнить домашнюю работу.
  5. Работу выполняй спокойно и аккуратно.
  6. При выполнении сверяй написанное с тем, как дано в учебнике. Замеченные ошибки исправляй аккуратно.
  7. Ты выполнил домашнее задание по русскому языку. Теперь подумай, на какое правило были задания к упражнению. Проверь работу.

В целях правильной организации домашней работы этот вопрос обсуждаем на первом родительском собрании. Большинство родителей в наше время достаточно образованны, поэтому с ними я провожу инструктаж по организации домашней работы и контролю за ее выполнением. Привожу пункты плана, который помогает родителям организовать такую работу:

  1. Приучите ребенка выполнять домашнюю работу в одно и то же время.
  2. Спросите у ребенка, какое задание он получил на дом, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.
  3. Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить (только в крайнем случае можете прибегнуть к посторонней помощи: к одноклассникам, педагогу). Всем своим поведением внушайте ребенку, что это важно ему самому.
  4. Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам).
  5. Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильным сказать: «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь. Но все-таки лучше завтра тебе обратиться к учителю».
  6. Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно написать то или иное слово? Чтобы получить ответы, отсылайте ребенка к учебнику, словарю, правилу, памятке.
  7. Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.
  8. Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно написанное ребенок аккуратно зачеркивает одной чертой, а сверху. Если это необходимо, пишет правильно. Другие способы исправления ошибок недопустимы.

Распоряжение переделать работу заново - очень серьезная мера наказания. Только при полной согласованности действий учителя и родителей можно, изредка используя эту меру, получить от нее серьезный воспитательный эффект.

9. Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание словарных слов и т.д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе. Поэтому старайтесь уделять больше внимания контролю за качеством выполнения устной части задания. (Обсуждение в группах плана, возможны предложения по его корректировке.)

Домашнее задание задаю в начале, середине или конце урока в зависимости от его структуры, целей и задач. Задание на дом занимает в среднем 3-4 минуты. Задание обязательно записываю на доске, а учащиеся,  начиная со II класса, в дневничках. Звеньевые (помощники учителя) проверяют обязательность записи домашнего задания каждым учащимся. Сложное задание комментируется развернуто, а обычное, традиционное, не требует подробного объяснения.

Учителю не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснить то, что представляет трудность в выполнении задания, приучать их задавать вопросы по домашней работе. Если есть образец, обращаю внимание на него, если его нет, то сама или с помощью учащихся разбираю 2-3 примера. Учу детей повторять формулировку задания своими словами (что помогает вырабатывать у детей навыки самоконтроля, развивает речь), затем на конкретном примере из упражнения они показывают, как задание будет выполняться. Вместе вспоминаем, каким правилом, памяткой будут пользоваться при выполнении упражнения.

Формированию грамотного письма при выполнении домашних заданий способствуют и такие действия ученика, оформленные в виде памятки:

Как правильно списывать:

  1. Прочитай предложение.
  2. Прочитай его еще раз, каждое слово прочитай по слогам.
  3. Запомни, как пишутся слова в этом предложении.
  4. Продиктуй себе каждое слово.
  5. Проверь по тексту. Правильно ли ты написал предложение.

Для иллюстрации рассмотрим пример:

II класс. Упражнение 119. ( Перенос слов.) (Работа в группах с учебниками)

Говорю детям о том, что задания обязательно надо выполнять в том порядке, как они даны в учебнике, что упражнение надо выполнить для того, чтобы научиться правильно переносить слова по слогам. Дети читают задания. Один из учащихся выходит к доске и записывает словарное слово ученик, разделяя его черточками для переноса:

- Какое правило будешь применять?

- Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Нельзя отрывать и переносить одну букву.

- Найдите это правило по учебнику. Прочитайте его.

Если спросить учащихся, что на уроке русского (белорусского) языка самое неинтересное, ответ у многих бывает таков: «Проверка домашнего задания». А между тем повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, своевременное устранение пробелов в знаниях, предупреждение отставания в учебе зависят от проверки выполнения письменных домашних заданий, от того как она организована. В ходе проверки учитель воспитывает у детей старательность, исполнительность, обязательность и аккуратность. Регулярно проверяя домашние работы, используя рациональные интересные приемы, учитель показывает тем самым свою заинтересованность учебной работой ученика, подчеркивает важность выполнения заданий, проявляет уважение к затраченным усилиям учащихся. Время на проверку домашнего задания на уроке обычно занимает 5-6 минут. Вот некоторые способы, помогающие провести качественную проверку домашних заданий по русскому языку.

Самый простой и интересный для учащихся способ – введение игрового момента, организация на основе домашнего задания грамматической игры. В II классе дети с увлечением проверяют, как их домашнюю работу выполнил Незнайка. Который, конечно, допустил множество ошибок, как старательно и верно выполнила Мальвина и т.д. На подобных уроках второклассники с нетерпением ждут проверки домашнего задания, знают, что будет нескучно. Дети пока еще не осознают, что это прежде всего полезно, нужно, способствует развитию орфографической зоркости.

II класс. Учащиеся дома выполняют упражнение 95. (Работа в группах с учебниками и Незнайкой)

-Задания: допиши слово с безударными гласными А или О. Подбери проверочное слово.

Задаю вопрос: « Для чего вы выполняли это упражнение?» Мотивация выполнения очень важна, так как стимулирует интерес у детей к учению. Идет проверка. Вызываю одного учащегося и называю ему первое слово из упражнения: в н*ре. Ученик объясняет: «Пишу безударную гласную О, проверочное слово норка». Все остальные учащиеся следят за правильностью написания в своих тетрадях. Еще интереснее для них провести взаимопроверку. Если отвечающий допустил ошибку, то учащиеся поднимают сигнальную карточку с соответствующей безударной гласной. Первый ученик называет второе слово, и вызывает к доске следующего учащегося.  Второй вызывает третьего ученика. Игра проходит до тех пор, пока не будут проверены все слова. Учащийся, допустивший ошибку, получает индивидуальное задание на отработку указанного правила. Такой подход к проверке воспитывает чувство ответственности за свою работу, повышает качество проверки выполненного задания.

Аналогичную игру можно проводить и при проверке упражнений, направленных на формирование навыков правописания парных согласных, падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. При проверке таких ведущих тем русского языка учащиеся обязательно используют знания правил из учебника. По окончанию проверки они отвечают на вопрос: «Какое правило использовали? Найдите его в учебнике». Дети быстро называют то или иное правило, находят его в учебнике. Постоянно напоминаю учащимся, что учебник является их первым помощником в учебе, если возникают определенные затруднения. При разборе домашнего задания, говорим каким правилом будут дети пользоваться при его выполнении дома. Проблема подключения правил при проверке домашней работы, как и в целом на уроке, Представляется чрезвычайно важной. Проверка домашнего задания на уроке отвечает своему назначению, если сопровождается более глубоким осмысливанием наряду с практическим материалом и учебного теоретического. Поэтому обращение к правилам является обязательным.

Проста и эффективна работа с сигнальными карточками, которые чаще всего нами, учителями, используется чаще в работе с упражнениями на уроке и реже при проверке домашнего задания. А такая проверка опять-таки гарантирует участие всех учащихся, улучшает грамотность их письма, способствует формированию их орфографической зоркости. Использую этот способ проверки задания, например во II классе при изучении темы
« Звонкие и глухие согласные». (Работа в группах по учебникам с сигнальными карточками.) Дома учащиеся выполняли упражнение 219. Учитель или учащийся читают предложения, а дети поднимают сигнальные карточки с соответствующей парной согласной. Если есть ошибки, они тут же объясняются и аккуратно исправляются, правильность написания доказывается подключением правила. Учащиеся, допустившие большее количество ошибок, вновь получают индивидуальные задания. Простота, темп, дифференцированный подход, подключение теоритического материала – вот преимущества такого приема проверки домашнего задания по русскому языку. Аналогично можно проверить правописание родовых окончаний – ая, - яя, - ое, - ее, - ой, - ый, - ий имен прилагательных.

Чтобы повысить у учащихся чувство ответственности за выполнение домашних заданий, практикую следующий вид работы. На доске записан текст с заданиями, подобными домашнему упражнению. Учащиеся об этом не догадываются. По окончанию самостоятельной работы проводится проверка и учащиеся отвечают на вопрос: «Чем похожи задания выполненного материала с домашними заданиями?»

Это способствует проверке понимания материала, умению пользоваться правилом в новой ситуации.

Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибки в чужой работе, чем в своей. При фронтальной проверке ошибку прежде успевают заметить и указать лучшие ученики, но за ними не успевают остальные. Если же воспользоваться приемом взаимопроверки домашней работы, все учащиеся получат возможность совершенствовать свое внимание и умение контролировать свою работу. Налицо и воспитательный момент взаимопроверки: она повышает у детей ответственность за свой труд, способствует формированию у них адекватной самооценки.

При проверке выполнения домашних заданий пользуемся и приемом рецензирования. (Работа в группах с готовыми тетрадями учащихся.) Учащиеся отмечают достоинства и недостатки работы: аккуратность, каллиграфию письма, правильность выполнения заданий, изложения теоретического материала – правила, приводимых примеров к правилу. Рецензирование занимает 3 - 4 минуты, готовятся к нему учащиеся (2-3 учащихся) до урока. Этот прием проверки особенно нравится, т. к. дети выполняют роль учителя, осознают свою значимость, удостоверяются в своих знаниях. Рецензия также способствует развитию монологической речи учащихся, учит критически мыслить и оценивать работу товарищей. Вот как приблизительно она может звучать: « Дома было выполнено упражнение 325. Это упражнение мы выполняли для того, чтобы уметь правильно писать в словах разделительные Ь и Ъ знаки и выделять приставку. Я проверил работу у Тимура Т. Тимур написал работу аккуратно, чисто. Начал писать с красной строки. Только некоторые верхние соединения букв написал неверно. Пропущенные буквы вставил все верно, а приставки выделил не везде. Сейчас он это исправил ». Такое рецензирование проводится систематически. За учебный год рецензентами бывают все учащиеся и не один раз.

Таким образом, воспитание сознательного отношения к выполнению домашних заданий представляет собой длительный и творческий процесс, в котором принимают участие учитель, учащиеся и родители. Важной функцией домашних заданий по русскому языку было и остается воспитание морально-волевых качеств учащихся. Нельзя забывать о том, что требованиям сегодняшнего времени является воспитание инициативы, самостоятельности, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд.

И в заключение притча о мудреце.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

И действительно, все в наших руках, от того как мы будем управлять познавательной деятельностью на уроке, будет зависеть: знает ли ученик как учиться в школе, как работать с книгой, как получить знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему.  Во взрослой жизни ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, договариваться и успешно сотрудничать с людьми.

Рефлексия

- Каждый из участников мастер-класса получает карточку со стихотворением и задание: прочитайте стихотворение, отметьте ту строчку, которая соответствует вашим впечатлениям о проведенном занятии:

Урок полезен, все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Как трудно все-таки учиться!

Объявление от WWW.by:
Создайте свой Интернет - магазин

И размещайте тут свою рекламу бесплатно.

 
 
Реклама:
 
 
Реклама от WWW.by:
Ремонт и диагностика автомобилей в Минске

Качественный ремонт механических коробок передач и не только

Ремонт коробок передач
 
Хотите ПРОДАТЬ ВОЛОСЫ?

Скупка волос №1 в беларуси.

volosy-prodat.by
 
Пожаловаться на сайт